Особенности реализации услуг и работ на территории ЕАЭС
Применение НДС при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Пунктом 29 Протокола установлены правила определения места реализации работ и услуг.
Работы
Строительные работы
На основании положений пунктов 28 и 29 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Согласно пп.1 п. 29 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, признается территория того государства - члена ЕАЭС, на территории которого находится такое имущество.
При этом перечень работ (услуг), относящихся к работам (услугам), связанным непосредственно с недвижимым имуществом, Протоколом не установлен. В связи с этим каждое государство - член ЕАЭС использует перечень таких работ (услуг), предусмотренный налоговым законодательством этого государства.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к работам (услугам), связанным непосредственно с недвижимым имуществом, в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по оледенению, услуги по аренде.
Таким образом, местом реализации строительных работ по возведению таможенного терминала на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией, признается территория Республики Казахстан и, соответственно, такие работы не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. <1>
Выполнение работ российской компанией на территории страны члена ЕАЭС по договору, заключенному с другой российской компанией
Работы, проводимые российской компанией по договору с другой российской компанией в отношении недвижимого имущества находящегося в другом государстве ЕАЭС, НДС на территории РФ не облагаются.
Перечень работ (услуг), относящихся к работам (услугам), связанным непосредственно с недвижимым имуществом, Протоколом не установлен. В связи с этим каждое государство - член ЕАЭС использует перечень таких работ (услуг), предусмотренный налоговым законодательством этого государства.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ к работам (услугам), связанным непосредственно с недвижимым имуществом в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, местом реализации работ по вводу в эксплуатацию (ликвидации), консервации и рекультивации хвостохранилищ, расположенных на территории Киргизской Республики, признается территория этого государства и, соответственно, такие работы не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Такой вывод был сформулирован Минфином России. <2>
Ремонтные работы в отношении движимого имущества
Согласно п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола).
В силу пп. 2 п. 29 Протокола, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ЕАЭС.
При этом важным является подтверждение факта того, что ремонтные работы оказывались именно в отношении соответствующего движимого имущества.
В одном из дел суд указал: “Из материалов настоящего дела не усматривается, что для работ, предусмотренных Контрактом, налогоплательщику ввозились колесные пары определенных тепловозов, из Контракта также не следует, что исполнитель осуществлял ремонт подвижного состава, поскольку идентифицировать конкретные колесные пары и конкретные тепловозы, сопоставить их друг другу не представляется возможным.
Доказательств того, что ООО "СтройТехСервис" в рамках Контракта выполнял ремонтные работы подвижного состава: тепловозов, локомотивов, вагонов, материалы дела не содержат, как не содержат и доказательств использования тепловозных колесных пар как части подвижного состава.
Таким образом, местом реализации работ по ремонту запасных частей (колесных пар), выполняемых российской организацией по Контракту с хозяйствующим субъектом Кыргызской Республики на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие работы подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.” <3>
Данные выводы соответствуют разъяснениям, данным Министерством Финансов Российской Федерации. <4> Схожий вывод сделан и ФНС России. <5>
Также НДС на территории РФ облагаются следующие работы: “Работы по ремонту и модернизации, выполняемые российской организацией на территории Российской Федерации по договору с белорусским хозяйствующим субъектом, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов на основании п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ”. <6>
Научно-исследовательские работы, выполняемых российской организацией
Место реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ определяется по месту нахождения их покупателя.
Таким образом, местом реализации научно-исследовательских работ, выполняемых российской организацией для хозяйствующего субъекта государства-члена ЕАЭС, в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория такого государства и, соответственно, выполнение таких работ не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Вышеуказанный подход был подтвержден Минфином России. <7>
Услуги
Рекламные и маркетинговые услуги
Пунктом 2 Протокола (Приложение №18 к Договора о ЕАЭС) определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
К маркетинговым услугам относятся услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
В соответствии с пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации рекламных и маркетинговых услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.
Учитывая изложенное, если покупателем оказываемых российской организацией услуг по продвижению товаров (приоритетная выкладка товаров, выделение специальным ценником) на территории Российской Федерации является хозяйствующий субъект государства-члена ЕАЭС, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, эти услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. <8>
Транспортно-логистические услуги
Электронные услуги
Услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 29 Протокола (Приложение №18 к Договора о ЕАЭС), место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых российской организацией покупателям, находящимся в государствах - членах ЕАЭС, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что в случае, если российской организацией в электронной форме оказываются виды услуг, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п.29 Протокола (например, консультационные, рекламные услуги, маркетинговые услуги, услуги по разработке ПО) признается территория государства - члена ЕАЭС, в котором осуществляет деятельность покупатель услуг, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. <12>
Вспомогательные услуги
Предоставление прав на ПО
Документы, подтверждающие место реализации работ/услуг
На основании п.30 Протокола документами, подтверждающими место выполнения работ являются:
От правильного оформления документации может зависеть взаимосвязь услуги/работы по контракту с местом их реализации, что напрямую повлияет на их налогообложение. Соответственно, все "закрывающие" акты и иные документы должны быть связаны с контрактом: