© 2016 Your company

Екатерина Яровая
Специалист по сопровождению проектов в области ВЭД, опыт работы более 15 лет.
Экспортер, тренер и наставник Школы экспорта АО “Российский экспортный центр”.

yarovaya.ved@gmail.com
https://t.me/yarovaya_ved
Материал недели

Валютный контроль (Часть 2)

Каждая внешнеторговая сделка подчиняется требованиям валютного регулирования, установленным российским законодательством. В последнее время законодательство в данной области претерпело не мало изменений. Что нужно сделать при совершении внешнеторговой сделки? Как соблюсти все требования закона?


Часть 1. Общие понятия. Постановка контракта на учет в банке.


Репатриация валютной выручки. Судебная практика.

Требование о репатриации валютной выручки - это основное требование Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Законодателем в процессе либерализации валютного законодательства периодически вносятся значительные изменения, направленные на постепенную отмену указанного требования для экспортных контрактов.

4 Правила
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

Из статьи 19 Закона № 173-ФЗ вытекают 4 основных правила:

Правило первое – соблюдение сроков, предусмотренных внешнеторговым контрактом (договором).
Очень важно, что в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключённых между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

Правило второе – получение средств на счета в уполномоченных банках (реквизиты банковских счетов должны быть указаны в договоре с иностранным контрагентом).

Правило третье – получение средств в том объёме, который предусмотрен условиями внешнеторгового договора.

Правило четвертое – получение денежных средств от нерезидента.
Вокруг последнего правила всегда возникало множество споров, должен ли нерезидент быть обязательно стороной по договору, или обязательства за него может исполнить другой нерезидент, а в ряде случаев – банк (выплата сумм по аккредитивам и гарантиям, платежи по договорам факторинга).

Чтобы избежать подобных претензий, при возникновении ситуации, когда оплату проводит нерезидент, не являющийся стороной по договору, следует указать это в условиях договоров (дополнительных соглашений), т.е. включить возможность проведения оплаты третьим лицом – нерезидентом (например, включить пункт о такой возможности в сам текст договора либо оформить дополнительное соглашение, содержащее такую возможность).
Важные изменения с 01.01.2020
Требования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ не применяются:

1) В отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключённых между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации,

предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, включённых в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза с определенными кодами ТН ВЭД <1>, в следующем порядке:

  • с 01.01.2020 - в отношении не более 10% суммы внешнеторгового договора (контракта);
  • с 01.01.2021 - в отношении не более 30% суммы внешнеторгового договора (контракта);
  • с 01.01.2022 - в отношении не более 50% суммы внешнеторгового договора (контракта);
  • с 01.01.2023 - в отношении не более 70% суммы внешнеторгового договора (контракта);
  • с 01.01.2024 - в отношении всей суммы внешнеторгового договора (контракта).

2) В отношении иных внешнеторговых договоров (контрактов), не указанных в предыдущем абзаце, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401 - 4403 99 000 9, с 01.01.2020 - в отношении всей суммы внешнеторгового договора (контракта).
<1> КОДЫ ТН ВЭД:
2501 00 - 2522 30 000 0; 2524 - 2526 20 000 0; 2528 00 000 0 - 2530 90 000 9; 2601 - 2621 90 000 0; 2701 - 2703 00 000 0; 2704 00 - 2708 20 000 9;2709 00 - 2709 00 900 9; 2710 - 2710 99 000 0; 2711 11 000 0; 2711 12 - 2711 19 000 0 (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0); 2711 21 000 0; 2712 - 2713 90 900 0; 2714 - 2714 90 000 0; 2715 00 000 0; 2902; 7101 - 7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8); 7112 - 7112 99 000 0; 7204 - 7204 50 000 0; 7401 00 000 0; 7404 00 - 7404 00 990 0; 7501; 7503 00 - 7503 00 900 0; 7602 00 - 7602 00 900 0; 7802 00 000 0; 7902 00 000 0; 8002 00 000 0; 8101 97 000 0; 8102 97 000 0; 8103 30 000 0; 8104 20 000 0; 8105 30 000 0; 8107 30 000 0; 8108 30 000 0; 8109 30 000 0; 8110 20 000 0; 8111 00 190 0; 8112 13 000 0; 8112 22 000 0; 8112 52 000 0; 8112 92 210; 8113 00 400 0.
Важные изменения с 01.07.2021
Требования пункта 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ не применяются:

В отношении экспортных договоров (контрактов), заключённых между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за исключением экспортных договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в установленных позициях <2> .

Таким образом требования о репатриации полностью отменены по экспортным договорам, предусматривающим оказание услуг, выполнение работ и передачу результатов интеллектуальной деятельности, а также по договорам, предусматривающим экспорт товаров, не относящихся к сырьевым и энергетическим товарам (несырьевой экспорт) не зависимо от валюты цены контракта и валюты расчётов.

При этом требование о репатриации по сырьевым и энергетическим товарам сохраняется и определяется в зависимости от валюты цены контракта и валюты расчётов.
Однако, обращаю ваше внимание, что ответственность за репатриацию осталась неизменной (Ст. 15.25 КоАП РФ), с момента внесения изменений не прошло достаточно времени, чтобы делать выводы о применении санкций в отношении требования о репатриации.

ВАЖНО: Частью 4 статьи 24 Закона № 173-ФЗ установлена обязанность резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона № 173-ФЗ, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путём получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями договоров (контрактов), или иными способами, разрешёнными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключённых между такими резидентами и нерезидентами, требования о репатриации были отменены.

Действие части 4 статьи 24 Закона № 173-ФЗ распространяется также на внешнеторговые договоры (контракты), предусматривающие передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, срок действия которых истёк до отмены требований о репатриации (часть 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ), но по которым обязательства не были исполнены.

В соответствии с разъяснениями ФНС России <3> к иным способам, разрешённым законодательством Российской Федерации, которыми может быть прекращено исполнение договоров (контрактов), по которым требования о репатриации отменены, можно отнести следующие способы:
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках;
  • зачёт встречного требования;
  • уступку требования иному лицу;
  • новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др.
Как видно, вопросы, связанные с исполнением резидентом обязательств по репатриации выручки или с выполнением резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по экспортному договору способами, разрешёнными законодательством РФ, являются крайне важными. За несоблюдение этих требований предусмотрена административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.

<2> КОДЫ ТН ВЭД: 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0.

<3> РАЗЪЯСНЕНИЯ: Письмо ФНС России от 10.08.2020 N ВД-4-17/12881@ "О направлении разъяснений".
Ответственность
Применительно к деятельности экспортеров следует выделить основные части статьи 15.25 КоАП РФ, в которых устанавливается ответственность экспортеров:

Часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ

Осуществление незаконных валютных операций: прямо запрещённые или осуществленные с нарушением валютного законодательства.


  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и (или)


на банковский счёт финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счёт соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - предупреждение, и (или) в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств, и (или) от 3 до 10 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключён внешнеторговый договор (контракт), сумма обязательств по которому определена в валюте Российской Федерации и условиями которого предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках, если с нерезидентом заключён внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в иностранной валюте.
  • Для должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 4.2 статьи 15.25 КоАП РФ

В отношении резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности установлены следующие нормы административной ответственности за нарушение требования о репатриации.


  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - предупреждение или штраф в размере от 3 до 5 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках.
  • Для должностных лиц - штраф от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ
Невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - предупреждение или штраф в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на банковские счета в уполномоченных банках.
  • Для должностных лиц - штраф от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Часть 5.2 статьи 15.25 КоАП

Следует учесть, что в соответствии с частью 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ в случае, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) по однократно либо неоднократно в течение одного года проведённым валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, установлены следующие нормы ответственности.

  • Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банкахи (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75 до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
  • Для должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трёх лет.
ВАЖНО: Административная ответственность за нарушение требований о репатриации по внешнеторговому договору не применяется:

  • к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств (полностью или частично, в соответствующих суммах) на свой счёт (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счёта таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объёме на счёт (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счёт (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации (если расчёты по внешнеторговому договору произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации) (часть 7 статьи 15.25 КоАП РФ);
  • если сумма обязательств по внешнеторговому договору равна или не превышает в эквиваленте 200 тысяч рублей (часть 8 статьи 15.25 КоАП РФ).
Административная ответственность, установленная частями 4 - 4.3 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, применяется по истечении сорока пяти дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени (часть 9 статьи 15.25 КоАП РФ).
Судебная практика
Ниже будут рассмотрены основания и сроки привлечения к административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации экспортной выручки по достаточно распространенному пункту 4 статьи 15.25 КоАП РФ, а также приведены конкретные судебные дела, иллюстрирующие правоприменительные подходы судов, при рассмотрении ими дел данной категории.


Срок давности привлечения к ответственности
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.25 КоАП РФ составляет 2 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. <4>
<4> ПРАКТИКА: Пункт 37 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Основания для привлечения к ответственности
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих установленных правил и норм, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

"Устанавливая специальные правила и ответственность за их неисполнение, пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и часть 4 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 1.5 "Презумпция невиновности" и части 2 статьи 2.1 "Административное правонарушение" КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица, она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению". <5>


Российская компания выполнила все необходимые действия
В одном из дел суд довольно подробно описал действия, совершенные российским экспортером, которые были направлены на возврат валютной выручки, и сделал вывод о том, что экспортер не может быть привлечен к административной ответственности, так как им были предприняты зависящие от него меры по соблюдения соответствующих правовых норм и обязанностей.

"При этом суды приняли во внимание, что компания "OCEANS GROUP ASIA LIMITED SP. Z О.О" является действующей и платежеспособной организацией; продление сроков оплаты по контракту было вызвано, в том числе ухудшившейся ситуацией на рынке энергетических углей и намерением общества сохранить выгодные для себя хозяйственные отношения с контрагентом; письмом от 17.07.2019 N 19-1170 общество обращалось к нерезиденту с просьбой погасить задолженность в срок до 15.08.2019; в целях взыскания спорной задолженности общество 14.08.2019 заключило с коллегией адвокатов "Регионсервис" договор на оказание юридической помощи; нерезиденту была направлена претензия от 28.08.2019 N 19-1433, а 19.11.2019 общество подало в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - МКАС) иск о взыскании с нерезидента задолженности по контракту; решение МКАС от 05.02.2021 по результатам рассмотрения названного иска". <6>


Возврат валютной выручки не зависит от российской компании
В другом деле суд рассмотрел ситуацию, когда валютная выручка не могла быть перечислена на счета российской компании по независящей от такой компании причине, в связи с арестом дебиторской задолженности иностранного контрагента, куда входили и денежные средства российской стороны.

В настоящем деле суды пришли к выводу об отсутствии у Предприятия (российской компании) возможности обеспечить поступление на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, ввиду обращения взыскания на его дебиторскую задолженность в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении компании - резидента Республике Казахстан.

При этом в рамках дела суд указал, что данные факты подтверждены вступившими в законную силу решениями уполномоченного суда Республики Казахстан, а также то, что на задолженность было обращено взыскание до истечения срока по получению (взысканию) соответствующих средств и обеспечению репатриации валютной выручки. <7>


Таким образом, резидент освобождается от административной ответственности по части 4 статье 15.25 КоАП РФ при одновременном наличии двух условий:

  • отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
  • принятия резидентом необходимых и исчерпывающих зависящих от него мер для получения этих средств.
<5> ПРАКТИКА: Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 572-О-О; Определение Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 486-О-О.

<6> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022 N Ф04-7806/2021 по делу N А27-2925/2020 (оставлено в силе Определением Верховного Суда РФ от 25.05.2022 N 304-ЭС22-6782 по делу N А27-2925/2020).

<7> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2022 N Ф07-1319/2022 по делу N А56-106430/2020.

Действия для избежания ответственности за не исполнение обязательства по возврату валютной выручки на свои счета


Исходя из анализа судебной практики, российской компании необходимо совершить следующие зависящие от нее действия:

  • направить в адрес иностранного должника письменную претензию в порядке, установленном контрактом, с подтверждением ее направления и получения адресатом;
  • обратиться в суд с иском о взыскании задолженности;
  • в случае продления сроков оплаты будет разумным обосновать продление сроков оплаты;
  • все обстоятельства, на которые компания ссылается в обоснование невозможности получения валютной выручки от иностранного контрагента, должны быть подтверждены документально. При этом такие обстоятельства должны возникнуть до истечения сроков по получению (взысканию) соответствующих средств с иностранного контрагента и обеспечению репатриации валютной выручки;
  • предпринять иные необходимые действия, исходя из конкретной ситуации.

Уменьшение административной ответственности


Предупреждение

Относительно до недавнего времени составы правонарушений, установленные статьей 15.25 КоАП РФ, не предусматривали наказания в виде предупреждения, но законодатель смягчил ответственность введя в составы частей 4, 4.2, 4.3. статьи 15.25 КоАП РФ санкцию в виде предупреждения.


В отношении тех правонарушений, за которые не предусматривается наказание в форме предупреждения, суд может применить такую меру административного взыскания. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 той же статьи.


Положения части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, согласно которой предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


Таким образом, для применения в отношении российской компании наказания в виде предупреждения (если такой вид наказания не предусматривается соответствующей нормой КоАП РФ) необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:

  • компания, привлекаемая к ответственности, должна быть субъектом малого или среднего предпринимательства;
  • компания должна привлекаться к административной ответственности за соответствующее правонарушение впервые;
  • не должно быть угрозы причинения вреда и непосредственно причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствие реального имущественного ущерба.

Полагаем, что вышеуказанные критерии могут служить доводами в суде для применения наказания в форме предупреждения и в тех случаях, когда такое наказание предусматривается нормой КоАП РФ за соответствующее правонарушение.


Малозначительность

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9. КоАП РФ).

"При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения". <8>

"Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано". <9>

"Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения". <10>

Выше приведенные принципы и разъяснения являются общими и применимыми ко всем видам правонарушений. При этом стоит отметить, что в отношении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, суды в большинстве своем отказывают в применении статьи 2.9. КоАП РФ (малозначительность), указывая в своих решениях примерно следующую формулировку: "Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции".<11>

Стоит привести еще одно судебное дело в качестве примера, в котором суд подробно описал, что является угрозой общественных отношений, при наличии чего применение статьи 2.9. (малозначительность) в отношении привлекаемого к ответственности лица является не возможным.


"Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона.


Заявитель является участником валютных операций, должен знать и знает требования распространяющегося на него законодательства о валютном регулировании, а также меру ответственности за его нарушение. Несоблюдение требований валютного законодательства, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения". <12>


Таким образом, при рассмотрении судами административных дел по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ суды в большинстве случаев не применяют статью 2.9 КоАП РФ *малозначительность), но при этом есть все основания для применения наказания в виде предупреждения.
<8> ПРАКТИКА: Пункт 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

<9> ПРАКТИКА: Пункт 18.1 Там же.

<10> ПРАКТИКА: Пункт 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

<11> ПРАКТИКА: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 N 13АП-28116/2020 по делу N А56-161692/2018 (оставлено в силе Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2021 N Ф07-1830/2021).

<12> ПРАКТИКА: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 N 13АП-1471/2021 по делу N А56-101045/2020 (оставлено в силе Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.07.2021 N Ф07-6941/2021).
Мы поможем
Команда VED LEGAL готова оказать услуги по консультированию и сопровождению внешнеторговой сделки в отношении валютного законодательства, произвести проверку внешнеторгового контракта на предмет "валютных" рисков, представить ваши интересы при взаимодействии с банком, в контрольных органах, а также в суде.

Made on
Tilda