© 2016 Your company
Права российского потребителя в споре с иностранным продавцом
Приобретая товар или услуги у иностранного продавца российский потребитель должен знать доступные ему возможности защиты своих прав при их нарушении иностранным продавцом. Может ли российский гражданин обратиться с иском к иностранной компании в российский суд? Право какого государства подлежит применению в этом случае?
Согласно статье 1212 Гражданского кодекса РФ указано, что иностранный продавец товара, работ или услуг, являющийся профессионалом в соответствующей области, и российский покупатель, который приобретает их для личных, семейных, домашних нужд, могут заключить соглашение о применимом праве к заключаемому между ними договору. Но при этом потребителя нельзя лишить права на защиту своих интересов по нормам права в государстве своего места жительства, если иностранный продавец осуществляет свою деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны, при условии, что договор связан с такой деятельностью продавца.

Иначе говоря, если у иностранной компании, реализующей товары/услуги российским потребителям, на территории России есть какое-то постоянное представительство (филиал, представительство или просто офис) либо сайт такой компании содержит информацию, направленную на российского потребителя, то тогда российский гражданин вправе защитить свои нарушенные в соответствии с российским законодательством в российском суде по месту нахождения потребителя.

Иностранный продавец, считается направляющим свою деятельность на территорию России (места жительства потребителя), в частности, в том случае, когда такой продавец поддерживает в сети Интернет сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из России.

Сайт в сети Интернет может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский язык, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие аналогичные доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет) <1>.
<1> ПРАКТИКА: Пункты 45-47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 24 “О применении норм международного частного права судами Российской Федерации”.

Роспотребнадзор также дал пояснения относительно того, что следует считать деятельностью иностранной компании на территорию России https://www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=12334.


Роспотребнадзор выделил следующие критерии направленности деятельности иностранного лица на территорию России:


  • продавцом (исполнителем) используется русскоязычная версия Интернет-сайта или исходя из содержания такого сайта следует, что информация о товарах (услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком народов Российской Федерации;
  • продавцом (исполнителем) используется доменное имя сайта, связанное с Россией или субъектом Российской Федерации (.ru, .рф., .su, .москва., moscow и т.п.);
  • обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с использованием платежных инструментов, доступных только российским потребителям;
  • эквайринг продавца (исполнителя) осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;
  • предусмотрена возможность исполнения заключенного на Интернет-сайте продавца (исполнителя) договора на территории России (доставка товара, оказание услуги или пользования цифрового контента на территории России);
  • размещена реклама на русском языке, отсылающая к соответствующему Интернет-сайту продавца;
  • иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с российским потребителем.
Например, в одном из дел Верховного Суда РФ посчитал, что иск жительницы Мурманска о расторжении договора на оказание медицинской услуги к белорусской клинике подлежит принятию и рассмотрению российским судом. Дело было направлено в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии иска к производству суда, поскольку судами не были учтены обстоятельства, касающиеся наличия на сайте ответчика (белорусской компании) информации о предоставлении им как медицинским учреждением стоматологических услуг иностранным гражданам и гражданам РФ, которая размещена на русском языке, а цены на услуги приведены в российских рублях. <2>
<2> ПРАКТИКА: Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2020 г. N 34-КГ20-6-К3.
Таким образом, если иностранная компания осуществляет свою деятельность в России или любыми способами направляет свою деятельность на ее территорию, то суд вправе по своей инициативе применить защиту прав российского потребителя, предоставляемую нормами российского права.

Кроме того, если российский потребитель не может воспользоваться защитой его прав, которая ему предоставляется российским законодательством, то соглашение о выборе применимого права в договоре с иностранной компанией (продавцом, исполнителем) не является препятствием для применения судом защиты прав потребителя по российскому праву.

Для того, чтобы понимать наличие возможности защиты своих прав по праву и в суде Российской Федерации российскому потребителю при покупке/заказе товаров/услуг у иностранного продавца через его Интернет сайт целесообразно:

1. Ознакомиться с содержанием сайта на предмет наличия информации на русском языке.
2. Обратить внимание на доменное имя сайта, находится ли оно в русской доменной зоне (ru., su., рф.).
3. Имеются ли на территории РФ у иностранной компании какие-либо представительства (филиалы, представительства, агенты, дистрибьюторы, указан адрес офиса).
4. В какой валюте указаны цены на сайте.
5. Какие платежные системы используются на сайте.
6. Реклама на сайте на русском языке.
7. Иная информация, размещенная на сайте, из которой следует, что продаваемый продукт также направлен на российского потребителя.

Из проведенного обзора сайта можно будет понять является ли компания иностранной, есть ли у нее какие-либо представительства в России и может ли выявленная информация быть отнесена к критериям, допускающим обращение потребителя за защитой своих прав в российский суд по месту своего жительства, в соответствии со статьей 402 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Также перед обращением в суд, российскому потребителю стоит обратить внимание на наличие у Российской Федерации ратифицированного международного соглашение с соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранный продавец, которое регулирует признание решений российских судов.

Кроме того после получения решения, вступившего в законную силу, в иностранном государстве будет необходимо пройти установленную местным законодательством процедуру признания решения российского суда, чтобы было возможным предъявить его к исполнению на территории иностранного государства.
Выводы


1. При совершении покупок на Интернет сате иностранного продавца разумно проверить направлена ли деятельность такого продавца на территорию России, учитывая содержание его сайта.


2. Российский потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в споре с иностранной компанией, если деятельность такой компании распространяется на территорию России. Оговорка о подсудности, включенная в договор купли-продажи (оферту), размещенный на сайте, в таком случае не будет иметь юридической силы для потребителя.


3. При этом будет применяться право Российской Федерации.


4. Перед обращением в суд целесообразно проверить наличие у России международного соглашения, признающего решения российских судов, на территории соответствующего иностранного государства.

Мы поможем
защитить права российского потребителя в спорах с иностранными продавцами; проконсультируем по вопросам законодательства о защите прав потребителей; проведем правовой анализ Интернет сайта на предмет его соответствия требованиям российского законодательства, включая законодательства о защите прав потребителей.

Made on
Tilda