© 2016 Your company
Статистическая форма учета перемещения товара в страны ЕАЭС
Автор: Екатерина Яровая
yarovaya.ved@gmail.com
https://t.me/yarovaya_ved

При перемещении большинства товаров в пределах таможенной территории Евразийского экономического Союза участники внешнеэкономической деятельности избавлены от таможенного контроля и обязанности по таможенному декларированию, однако обязаны предоставить в таможню формы статистической отчётности.

При большом товарообороте некорректное заполнение статистической формы и не своевременное ее предоставление в таможню может повлечь для экспортера существенные штрафы. Что нужно учесть и как избежать штрафа, читайте ниже.
При перемещении большинства товаров в пределах таможенной территории Евразийского экономического Союза участники внешнеэкономической деятельности избавлены от таможенного контроля и обязанности по таможенному декларированию, однако обязаны предоставить в таможню формы статистической отчётности.

Статистический учет перемещения товаров в границах ЕАЭС осуществляется в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 210. На федеральном уровне предоставление статистической отчётности регулируется Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891.

Согласно этому документу статистическую форму теперь можно подать только в электронном виде (бумажная версия упразднена) на сайте ФТС России.
При этом документ может быть отправлен только с использованием усиленной электронно-цифровой подписи. На практике нет необходимости создавать отдельную ЭЦП для работы на сайте, подойдёт тот же сертификат, который Вы используете для документооборота с налоговой и государственными фондами. На сайте дана подробная инструкция по заполнению и отправке формы.

Заполнение статистической формы

Следует обратить внимание на некоторые наиболее распространённые ошибки при заполнении статистической формы.

1. При отгрузке нескольких партий товаров в течение месяца в адрес одного получателя по одному внешнеторговому контракту, можно подавать статформы на каждую такую отгрузку, либо составить одну общую форму. При этом особое внимание следует обратить на графу 14 «Статистическая стоимость». Фактурную стоимость (указывается в инвойсе) каждой отдельной отгрузки (поставки) необходимо пересчитать в доллары США по курсу, действовавшему на дату отгрузки товара. В общей статистической форме указать общую сумму также в долларах США. Ошибочен расчет статистической стоимости всех товарных партий на дату подачи формы или на дату отгрузки последней партии.

2. Графа 12 «Описание товара». Здесь необходимо указать наименование товара в соответствии с транспортными документами или счет-фактурой (инвойсом), дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар и отнести к 10-значному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС. Ошибочно указывать общее наименование товара, выпадающее автоматически при вводе кода ТН ВЭД ЕАЭС.

3. В графе 10 «Документы» необходимо указать один внешнеторговый договор, счёт-фактуры и отгрузочные документы.

4. Графа 13 «Стоимость товара» может быть равна графе 14 «Статистическая стоимость» лишь в случае, если валюта контракта – доллар США.

Если в статистической форме были обнаружены недостоверные сведения, то следует направить заявление об ее аннулировании и подать исправленную форму.

Ответственность

Если на дату предоставления в таможенный орган заявления об аннулировании не корректной статистической формы и регистрации исправленной формы таможней правонарушения не выявлено, то заявитель (компания) освобождается от административной ответственности. <1>

В одном из дел суд указал:
«Таможенным органом в материалы административного дела представлено уведомление N 42-19/00237 от 13.12.2018 о постановке на контроль статистической формы N 1200181212-13054214. Вместе с тем, содержание данного уведомления не свидетельствует о выявлении административного правонарушения, определение о возбуждении дела об административном правонарушении не вынесено. Протокол об административном правонарушении составлен 12.02.2019, тогда как нарушение устранено Обществом 19.12.2018». <2>

При предоставлении статистической формы очень важно не пропустить срок её подачи. Документ необходимо подать не позднее 10 рабочих дней по истечению месяца, когда товар был получен или отгружен.

Также у участника внешнеэкономической деятельности есть 10 рабочих дней, чтобы исправить ошибки в статистической форме, если инспектор ФТС обнаружит их в ходе проверки.
Обращаю Ваше внимание на внушительность штрафов за непредоставление статистической формы или предоставление её с нарушением срока (ст. 19.7.13 КоАП РФ), штраф уплачивается за каждую отдельную товарную партию. <3>
<1> ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
Пункт 2 Примечания к ст. 19.7.13 КоАП РФ.

<2> ПРАКТИКА: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 N 13АП-29843/2019 по делу N А56-41011/2019.

<3> ШТРАФ:
Для должностных лиц
При первом нарушении
от 10 до 15 тыс. руб.
При повторном нарушении
от 20 до 30 тыс. руб.

Для юридических лиц
При первом нарушении
от 20 до 50 тыс. руб.
При повторном нарушении
от 50 до 100 тыс. руб.

В каких случаях экспортер может избежать ответственности за нарушение сроков предоставления статистической формы?


1. В случае, если нарушение срока предоставления статформы признано судом малозначительным. В одном из судебных дел было, что компания нарушил срок предоставления статформы на 5 рабочих дней. Суд признал нарушение малозначительным не стал накладывать штраф и ограничился предупреждением. <4>


В другом деле нарушение экспортером срока предоставления статформы более, чем на 6 месяцев суд также признал малозначительным, указав:

«Учитывая статус организации и совершение правонарушения впервые, а также то, что выявленное нарушение не повлекло за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не повлекло имущественного ущерба, суд счел возможным назначить обществу административное наказание в виде предупреждения». <5>


2. Таможенный орган составил протокол об административном правонарушении в отсутствии участника внешнеэкономической деятельности, не уведомив его о времени и месте составления протокола.<6>


3. Таможенный орган надлежащим образом не зафиксировал факт совершения участников внешнеэкономической деятельности правонарушения. <7>


Таможней для своих подразделений были даны подробные разъяснения по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.13 КоАП РФ. <8>

<4> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2020 N Ф09-1329/20 по делу N А60-42702/2019.

<5> ПРАКТИКА: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2018 N 15АП-6435/2018 по делу N А32-2585/2018.

<6> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.03.2020 N Ф08-738/2020 по делу N А53-19563/2019; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 N 07АП-8774/2019 по делу N А45-8482/2019.

<7> ПРАКТИКА: Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 N 12АП-3244/2019 по делу N А12-46307/2018.

<8> РАЗЪЯСНЕНИЯ:
«Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изложенные в Письме ФТС России от 01.02.2017 N 18-19/04746 «О направлении методических рекомендаций».

Алгоритм действий, если пропущен срок подачи статистической формы


1. Как можно быстрее подать статистическую форму. Таможенный орган в любом случае узнает о внешнеторговой операции, получив информацию из налоговых органов. Стратегия не подавать статформу, чтобы не получить штраф за нарушение сроков, заведомо проигрышная.


2. В ходе производства по делу об административном правонарушении, возбужденном по ст. 19.7.13 КоАП РФ, необходимо направить в таможенный орган мотивированное ходатайство о прекращении производства по делу, обосновав нарушение сроков уважительными причинами:


  • болезнь ответственного сотрудника;
  • нарушения в работе сайта ФТС;
  • неисправность ЭЦП и т.д.

На практике нередки случаи, когда подача в таможенный орган мотивированного ходатайства с обоснованной правовой позицией позволяло если и не прекратить производство по административному делу в связи с малозначительностью, то снизить штраф до минимума либо же получить в качестве меры наказания предупреждение.


3. Если постановление о привлечении к административной ответственности таможенным органом было принято, то оно может быть обжаловано в суд в течение 10 дней с даты его получения . При обжаловании в суд в заявлении следует указать на все имеющиеся смягчающие обстоятельства, а также ходатайствовать о признании судом правонарушения малозначительным и и ограничиться предупреждением.


Мы поможем
Заполнить статистическую форму учета перемещения товара при экспорте в страны ЕАЭС, исправить ошибки. Защитим в случае привлечения таможенным органом к административной ответственности. Представим интересы в суде.

Made on
Tilda