— Это не простой год в целом и для внешней торговли в особенности: изменение приоритетных направлений, ад в логистике, выстраивание многоступенчатых платежных схем. Как вы оцениваете возможности для российских компаний скорее сократились или наоборот расширились? Все ли окна возможностей открылись или только начинают приоткрываться?
— Обывательский взгляд предпринимателя, неглубоко погруженного в нюансы организации экспорта, как будто говорит, что с наступлением новой геополитической реальности наши экспортные возможности сократились. Однако на практике, для кого-то парадоксальным образом, всё стало проще. Главное изменение, которое помогает нам как практикам организации ВЭД после начала СВО, заключается в том, что заработала система «светофора»: теперь отлично видно, откуда светит зеленый свет, это упрощает выбор и время на исследовательскую работу, помогает лучше сфокусироваться на специфике открытых нам рынков и в конечном счете позволяет добиться большего в единицу времени. Из перспективных сейчас направлений назову Индию, Китай, Вьетнам, Центральную и Западную Африку, а также ряд стран Ближнего Востока, включая Турцию и ОАЭ.