© 2016 Your company

Андрей Майборода

Генеральный директор Green Business

Эксперт по В2В продажам, предприниматель, сертифицированный тренер Российского экспортного центра, автор книг по продажам и маркетингу, образовательных курсов для Нетологии, Generation S, ТГУ, ГУАП, ИТМО

maiboroda@greenbizzz.ru
https://greenbizzz.ru/
Сегодня мы задали 10 вопросов Андрею Майборода, и поговорили с ним о текущей ситуации в ВЭД и перспективах для российского экспорта.
Андрей, ваша компания на рынке с 2013 года, расскажите какую поддержку вы оказываете компаниям, которые хотят выйти на иностранные рынки?
— Мы начинали бизнес в 2013 году как консалтинговая компания, которая специализировалась на построении и перестройке отделов продаж, однако довольно быстро у нас появились кейсы по построению отделов продаж, ориентированных на экспортные продажи продуктов и услуг. Поэтому сейчас мы предлагаем нашим клиентам комплекс услуг по выходу на внешние рынки под ключ, включая выбор экспортного продукта, упаковку продукта под целевой рынок, проработку логистической схемы, построение лидогенерации на внешнем рынке и, конечно, создание отдела продаж, который будет закрывать сделки. В настоящее время, с учетом текущих геополитических условий мы специализируемся на рынках Азии и Африки.
— По российским меркам на рынке вы уже достаточно давно. Могли бы вы рассказать какое развитие за это время по вашим наблюдениям прошел российский экспорт и ВЭД в целом? Как он менялся?
— За последние 7 лет, которые мы участвуем в ВЭД из России, мы видели последовательный прирост несырьевого экспорта. В начале десятых Россия поставляла преимущественно природные ресурсы, в середине десятых на порядок вырос экспорт российских ИТ-услуг (к чему и мы как консалтинговое агентство причастны) и франшиз, начиная с 2018-2019 годов мы начали видеть развитие экспорта высокотехнологичной продукции, например, отечественного технологического оборудования, робототехники и даже промышленных лазеров. Этот тренд однозначно позитивный, и мы со своей стороны будем делать всё, чтобы он укреплялся.
— Это не простой год в целом и для внешней торговли в особенности: изменение приоритетных направлений, ад в логистике, выстраивание многоступенчатых платежных схем. Как вы оцениваете возможности для российских компаний скорее сократились или наоборот расширились? Все ли окна возможностей открылись или только начинают приоткрываться?
— Обывательский взгляд предпринимателя, неглубоко погруженного в нюансы организации экспорта, как будто говорит, что с наступлением новой геополитической реальности наши экспортные возможности сократились. Однако на практике, для кого-то парадоксальным образом, всё стало проще. Главное изменение, которое помогает нам как практикам организации ВЭД после начала СВО, заключается в том, что заработала система «светофора»: теперь отлично видно, откуда светит зеленый свет, это упрощает выбор и время на исследовательскую работу, помогает лучше сфокусироваться на специфике открытых нам рынков и в конечном счете позволяет добиться большего в единицу времени. Из перспективных сейчас направлений назову Индию, Китай, Вьетнам, Центральную и Западную Африку, а также ряд стран Ближнего Востока, включая Турцию и ОАЭ.
— Рынок какой страны вы видите самым перспективным в ближайшие годы для российского экспорта? Почему?

— Я делаю ставку на рынок Индии. При своих огромных размерах в терминах населения и ВВП он гораздо ближе к российскому в культурном отношении. Индийцы очень положительно относятся к россиянам и всему русскому, кроме того, экспорт качественной (не только военной) продукции в Индию имеет долгую историю, начиная еще с советских времен.

— Рынок какой страны вы видите самым перспективным в ближайшие годы для российского экспорта? Почему?
— Я делаю ставку на рынок Индии. При своих огромных размерах в терминах населения и ВВП он гораздо ближе к российскому в культурном отношении. Индийцы очень положительно относятся к россиянам и всему русскому, кроме того, экспорт качественной (не только военной) продукции в Индию имеет долгую историю, начиная еще с советских времен.
— Исходя из вашего опыта, какая не сырьевая российская продукция наиболее востребована у зарубежных покупателей? В каких странах?
— Думаю, серьезный потенциал будет иметь технологичное оборудование - средства производства и оборудование, позволяющее автоматизировать и тем самым удешевить текущие процессы. Российское оборудование в этом плане отличается существенно более низкой ценой, чем западные аналоги, если, к примеру, взять лазерное оборудование, промышленные установки или ту же самую робототехнику.
— С какими проблемами, сложностями, задачами к вам приходят сейчас клиенты, занимающиеся внешней торговлей?
— В основном, это проблемы сугубо прикладного характера, когда что-то не работает «на земле». Как примеры – неэффективно лидогенерация, мало заявок на продукцию или услуги, слабые результаты отдела продаж, затрудненная логистика. Именно помогать с конкретикой – в этому мы видим свою полезность.
— Могли бы вы рассказать какой-нибудь кейс в области ВЭД, который реализовали в этом году и который является показателем какого-либо существующего тренда?
— В этом году мы, например, вывели крупного производителя лазерного оборудования на рынок Индии. В этом проекте нами был проделан полный комплекс работ – проведено исследование перспективности разных экспортных направлений, разработано ценностное предложение под рынок Индии, произведена качественная маркетинговая упаковка, подписан дилерский договор с индийским дилером, найдены менеджеры по продажам и сформирована база целевых предприятий для начала активных продаж. Это как раз те вещи, которые наши предприятия умеют не очень хорошо. Как результат – идут первые запросы на оборудование, ведутся переговоры с индийскими предприятиями.
— Можно ли сказать, что внешнеторговая ситуация для российских компаний в целом стабилизировалась, выстроились новые торговые и логистические схемы, сформировались понятные, прогнозируемые правила игры? Или говорить об этом еще преждевременно?
— До стабилизации ещё далековато, бизнес во всём мире до сих пор трясёт, при этом как в любом кризисе в бизнес-сообществе уже четко выделилась группа «лидеров», которая наращивает активность для того, чтобы из этого кризиса выйти сильнее, умнее, богаче. Именно с такими компаниями мы работаем, такие компании в разных странах соединяем друг с другом.
— Горизонт планирования сейчас сильно сжался, но могли бы вы поделиться ближайшими планами и планами на следующий год?
— В наших ближайших планах подключение к нашей экспортной деятельности еще 3-5 потенциальных высокотехнологичных экспортёров из России с организацией для них полноценно работающей системы сбыта. Кроме того, как глава Комитета по экспорту высокотехнологичной продукции и оборудования при Санкт-Петербурггском Региональном отделении Деловой России я развиваю проект русского международного высокотехнологичного торгового дома, Russian Hi-Tech Trading House. Сейчас проработана айдентика и бизнес-модель, надеемся открыть первое зарубежное представительство в будущем году.
— Чтобы вы посоветовали российским компаниям, которые сейчас хотят выйти на зарубежные рынки?
— Выбирать самый сильный свой продукт. Не бояться его адаптировать под рынок. Действовать быстро. Минимизировать риски, чтобы не бояться неудачи.
Ближайшее десятилетие – это огромная бизнес-возможность для русского предпринимательства, и я уверен, что из него мы выйдем на совсем другие позиции, став одной из сильнейших экономик мира.
Интервью
Если вам есть, что рассказать о том, как вы участвуете в международной торговле и помогаете внешнеторговым компаниям, производителям экспортной продукции и другим участникам ВЭД, или вы хотели бы поделиться своим опытом в международной предпринимательской деятельности, то напишите нам.

Возможно следующее интервью будет с вами ))

Made on
Tilda