© 2016 Your company
Проверка иностранного контрагента: 10 способов
Проверка иностранного контрагента, это обязательное мероприятие перед началом работы с иностранной компанией. Это необходимо не только при начале работы с иностранным контрагентом впервые, но и будет полезным проводить такую проверку периодически, чтобы отслеживать финансовое состояние контрагента, изменения в его корпоративной структуре, иные изменения, которые могут повлиять на исполнение контрагентом своих обязательств по контракту.

Открытые, бесплатные сервисы для проверки контрагентов в Кыргызстане, Казахстане, Белоруссии, Узбекистане.

Официальные сведения


Безусловно проверку иностранного контрагента следует начать с официальных открытых источников. Официальные данные в отношении иностранной компании можно проверить по соответствующим реестрам компаний/торговым реестрам. Довольно большое количество реестров являются открытыми и предоставляют информацию бесплатно. На сайте ФНС России даны ссылки на торговые реестры компаний с открытыми данными более 100 юрисдикций.


В некоторых реестрах сведения о компаниях являются закрытыми, но их получение возможно за плату.


В реестрах, как правило, может содержатся информация о наименовании компании, включая предыдущие, об учредителях и руководителях компании (действующих и бывших), об их полномочиях, размере уставного капитала, адресе места нахождения (в том числе предыдущих), финансовая информация, информация о реорганизации и ликвидации, регистрационные данные компании и т.п.

Открытая информация


Проверьте открытую информацию о компании. Проверьте ее сайт в Интернете. Соотнесите предоставленную вам контрагентом и содержащуюся в реестре компаний информацию с той, которая размещена на сайте, обратите внимание на актуальность и корректность размещенной информации, соотнесите ее с полученными официальными сведениями. Проверьте и соотнесите:


  • регистрационные номера компании с информацией на сайте;
  • имена руководителя и сотрудников;
  • их электронные адреса;
  • телефонные номера;
  • адреса офисов;
  • информация о клиентах, партнерах, опыте и т.п.;
  • актуальность информации на сайте;
  • регулярность обновления информации на сайте;
  • открытость информации на сайте;
  • другую информацию, которую можно соотнести.

Расхождения в официальных сведениях и сведениях, которые иностранный контрагент вам предоставил с теми, которые находятся на сайте должно вызвать подозрения. Для проверки следует связаться по контактам, указанным на официальном сайте и удостовериться, что вы контактируете именно с той компанией, с которой находитесь в переговорном процессе. Не редко мошенники маскируются под реально существующие иностранные компании и ведут переговоры как бы от их лица.


Также следует обращать внимание на то, что происходит уже в процессе исполнения контракта, в особенности на этапе доставки товара. Например:


  • внезапная смена сотрудника контрагента, который вел с вами переписку по аналогичному вопросу до этого;
  • на корректность адресов электронной почты, с которых ведется переписка (отличия в наименовании, изменилось доменное имя и др.);
  • просьбы контрагента внезапно изменить условия поставки, например, место доставки товара;
  • на другие не логичные и/или ранее не обсуждавшиеся условия или действия.

Пример: “Одна из российских компаний договорилась о поставках продукции для французского отеля в Париже на условиях постоплаты. После заключения контракта товар был отправлен. Незадолго до его прибытия в Париж контрагент попросил изменить место приемки товара. Поставщик согласился. Товар был принят у перевозчика. Через некоторое время поставщик связывается с отелем и интересуется относительно оплаты товара. Отель удивленно объясняет, что никакой товар не заказывал и не получал. Поставщик пытается убедить отель в обратном. После некоторого времени выясняется, что товар был получен, но не отелем, а неизвестными лицами, которые выдавали себя за отель. При внимательном изучении электронной переписки обнаружилось расхождение в написании адреса электронной почты лжепокупателей и официальной почты отеля, размещенной на официальном сайте отеля”.


Еще один пример: "Одна африканская компания подписала контракт на поставку удобрений из РФ на условиях предоплаты. После подписания сторонами контракта, покупатель сообщил, что оплата будет происходить с другого счета, не указанного в контракте. После предложения поставщика заключить дополнительно соглашение, где указать данное изменение, покупатель стал говорить о том, что можно обойтись без этого и о неуважительном недоверии со стороны поставщика. После чего пропал".


При этом при проверке контрагента через соответствующий иностранный реестр компаний данные о компании там присутствовали, наименование и регистрационный номер соответствовали сведениям покупателя, была указана дата создания компании. Но в реестре более подробной информации не содержалось, сайта у компании не было. Собрать какую-то дополнительную информацию из открытых источников также не удалось. Из всего этого был сделан вывод о том, что под прикрытием зарегистрированной компании действовали не добросовестные лица или мошенники.

Судебные базы данных


Проверяйте иностранного контрагента по картотекам судебных дел в соответствующем государстве (если такие базы имеются). Во многих странах такие базы являются открытыми. Например:


Если иностранный контрагент уже ведет или вел деятельность с российскими компаниями, то не будет лишним проверить его и через российскую картотеку арбитражных дел.


Естественно большое количество судебных дел могут свидетельствовать о финансовых проблемах либо о недобросовестном поведении компании.

Запрос информации у контрагента


Также в большинстве случаев будет разумным запросить у контрагента документальную информацию, например:


  • копии учредительных и регистрационных документов контрагента, документов подтверждающих полномочия руководителей контрагента (устава; протокола или меморандума о создании компании; учредительный договор; решение о назначении руководителя; свидетельства о регистрации компании и постановке на учет в налоговых органах; иные документы, свидетельствующие о создании и регистрации компании, а также подтверждающие полномочия подписанта контракта);
  • документальное корпоративное решение об одобрении сделки или документ, подтверждающий, что такого рода одобрение не требуется (если усматривается, что заключаемая сделка может потребовать одобрения или разрешения);
  • рекомендательные письма от других компаний;
  • иные регистрационные документы.

В зависимости от обстоятельств сделки могут быть запрошены и иные документы (аудиторские заключения, бухгалтерские балансы, налоговая отчетность и т.п.) для подтверждения платежеспособности контрагента и его устойчивого финансового положения.

Запрос информации у других компаний


Можно выяснить у контрагента с какими компаниями в своей стране или других государствах контрагент работает и связаться с этими компаниями, чтобы получить стороннее мнение. Если проверяемый контрагент имеет негативную репутацию, то об этом обязательно расскажут. Доказано, что негативными отзывами делятся в семь раз чаще, чем положительными.


Запрос в торгпредство и в ТПП РФ


Связаться с российским торговым представительством (при его наличии) в соответствующей стране. Торговые представительства в некоторых случаях могут на месте получить более полную информацию о местной компании или знать о ее репутации. Не обязательно, что торгпредство отреагирует на ваш запрос (все зависит от торгпредства), но пренебрегать такой возможностью не стоит.


Также можно заказать бизнес справку о зарубежном юридическом лице через ТПП РФ. Срок подготовки справки 7-20 рабочих дней.

Проверка социальных сетей


Обратите внимание на наличие ссылок на социальные сети на сайте иностранного контрагента. Проверьте их аккаунты и публикации. Обратите внимание на то сколько уже существует аккаунт, актуальность публикаций, их регулярность, соотносимость и взаимосвязь с сайтом компании и информацией, которую вам предоставил контрагент.


Также можно проверить аккаунты в соцсетях руководителей и/или учредителей иностранной компании.


Проверка по электронным каталогам и площадкам


Если компания ведет активную деятельность, то большая вероятность того, что информация о ее товарах/услугах будет размещена в электронных каталогах компаний в соответствующей стране или регионе. Также можно проверить компанию по наличию деятельности на электронных площадках.


Привлечение специалистов на месте


Всегда можно привлечь специалистов в стране нахождения контрагента для проверки фактического наличия производства, складов, офиса, признаков действительной деятельности контрагента, сбора иных сведений информационно-правового характера. Это хороший способ проверки, но здесь уже следует уделить внимание подбору исполнителя. Не редко такого рода услугу оказывают юридические компании. Можно, конечно, обратиться к известным юридическим компаниям, например, из списка Legal 500 и их услуги безусловно будут качественными, но скорее всего не дешевыми. Однако, это не всегда является целесообразным и можно обойтись менее известной, но качественной местной юридической фирмой, выбранной по рекомендациям.


Выезд к контрагенту


Лично выехать к контрагенту, посетить его производство, убедиться в наличии и качестве производственных и складских мощностей, присутствии рабочего персонала. Это поможет достоверно убедиться в возможностях контрагента и условиях его производства и/или деятельности. Такого рода проверка обязательна, когда расходы на такой выезд оправданы или необходимо выбрать из нескольких контрагентов.

Глубина и степень тщательности проверки может зависеть от различных факторов - стоимости сделки, тяжести последствий (размера убытков) для российской компании при нарушении условий сделки контрагентом, распределении рисков при исполнении контракта между сторонами, страны или региона места нахождения контрагента и других индивидуальных факторов.


Также следует учитывать, что финансовые сложности учредителей или аффилированных лиц контрагента могут отразиться на деятельности непосредственно самого иностранного контрагента. Соответственно в некоторых случаях является целесообразным проверка по открытым базам данных, Интернет-ресурсам и социальным сетям не только самого иностранного контрагента, но и его учредителей и взаимозависимых лиц.


Подводя итог, проверка контрагента является крайне важным и обязательным этапом реализации внешнеторговой сделки. Кроме того данная процедура будет свидетельствовать о должной осмотрительности при выборе контрагента, что никогда не бывает лишним при обосновании расходов перед российскими налоговыми органами.

Мы поможем
Разработать внутренний регламент проверки иностранного контрагента, исходя из особенностей вашей торговой деятельности и производственных процессов, проконсультируем по вопросам проверки контрагента, исходя из государства его места нахождения и деятельности.

Made on
Tilda