Официальные сведения
Безусловно проверку иностранного контрагента следует начать с официальных открытых источников. Официальные данные в отношении иностранной компании можно проверить по соответствующим реестрам компаний/торговым реестрам. Довольно большое количество реестров являются открытыми и предоставляют информацию бесплатно. На сайте ФНС России даны ссылки на торговые реестры компаний с открытыми данными более 100 юрисдикций.
В некоторых реестрах сведения о компаниях являются закрытыми, но их получение возможно за плату.
В реестрах, как правило, может содержатся информация о наименовании компании, включая предыдущие, об учредителях и руководителях компании (действующих и бывших), об их полномочиях, размере уставного капитала, адресе места нахождения (в том числе предыдущих), финансовая информация, информация о реорганизации и ликвидации, регистрационные данные компании и т.п.
Открытая информация
Проверьте открытую информацию о компании. Проверьте ее сайт в Интернете. Соотнесите предоставленную вам контрагентом и содержащуюся в реестре компаний информацию с той, которая размещена на сайте, обратите внимание на актуальность и корректность размещенной информации, соотнесите ее с полученными официальными сведениями. Проверьте и соотнесите:
Расхождения в официальных сведениях и сведениях, которые иностранный контрагент вам предоставил с теми, которые находятся на сайте должно вызвать подозрения. Для проверки следует связаться по контактам, указанным на официальном сайте и удостовериться, что вы контактируете именно с той компанией, с которой находитесь в переговорном процессе. Не редко мошенники маскируются под реально существующие иностранные компании и ведут переговоры как бы от их лица.
Также следует обращать внимание на то, что происходит уже в процессе исполнения контракта, в особенности на этапе доставки товара. Например:
Пример: “Одна из российских компаний договорилась о поставках продукции для французского отеля в Париже на условиях постоплаты. После заключения контракта товар был отправлен. Незадолго до его прибытия в Париж контрагент попросил изменить место приемки товара. Поставщик согласился. Товар был принят у перевозчика. Через некоторое время поставщик связывается с отелем и интересуется относительно оплаты товара. Отель удивленно объясняет, что никакой товар не заказывал и не получал. Поставщик пытается убедить отель в обратном. После некоторого времени выясняется, что товар был получен, но не отелем, а неизвестными лицами, которые выдавали себя за отель. При внимательном изучении электронной переписки обнаружилось расхождение в написании адреса электронной почты лжепокупателей и официальной почты отеля, размещенной на официальном сайте отеля”.
Еще один пример: "Одна африканская компания подписала контракт на поставку удобрений из РФ на условиях предоплаты. После подписания сторонами контракта, покупатель сообщил, что оплата будет происходить с другого счета, не указанного в контракте. После предложения поставщика заключить дополнительно соглашение, где указать данное изменение, покупатель стал говорить о том, что можно обойтись без этого и о неуважительном недоверии со стороны поставщика. После чего пропал".
При этом при проверке контрагента через соответствующий иностранный реестр компаний данные о компании там присутствовали, наименование и регистрационный номер соответствовали сведениям покупателя, была указана дата создания компании. Но в реестре более подробной информации не содержалось, сайта у компании не было. Собрать какую-то дополнительную информацию из открытых источников также не удалось. Из всего этого был сделан вывод о том, что под прикрытием зарегистрированной компании действовали не добросовестные лица или мошенники.
Судебные базы данных
Проверяйте иностранного контрагента по картотекам судебных дел в соответствующем государстве (если такие базы имеются). Во многих странах такие базы являются открытыми. Например:
Если иностранный контрагент уже ведет или вел деятельность с российскими компаниями, то не будет лишним проверить его и через российскую картотеку арбитражных дел.
Естественно большое количество судебных дел могут свидетельствовать о финансовых проблемах либо о недобросовестном поведении компании.
Запрос информации у контрагента
Также в большинстве случаев будет разумным запросить у контрагента документальную информацию, например:
В зависимости от обстоятельств сделки могут быть запрошены и иные документы (аудиторские заключения, бухгалтерские балансы, налоговая отчетность и т.п.) для подтверждения платежеспособности контрагента и его устойчивого финансового положения.
Запрос информации у других компаний
Можно выяснить у контрагента с какими компаниями в своей стране или других государствах контрагент работает и связаться с этими компаниями, чтобы получить стороннее мнение. Если проверяемый контрагент имеет негативную репутацию, то об этом обязательно расскажут. Доказано, что негативными отзывами делятся в семь раз чаще, чем положительными.
Запрос в торгпредство и в ТПП РФ
Связаться с российским торговым представительством (при его наличии) в соответствующей стране. Торговые представительства в некоторых случаях могут на месте получить более полную информацию о местной компании или знать о ее репутации. Не обязательно, что торгпредство отреагирует на ваш запрос (все зависит от торгпредства), но пренебрегать такой возможностью не стоит.
Также можно заказать бизнес справку о зарубежном юридическом лице через ТПП РФ. Срок подготовки справки 7-20 рабочих дней.
Проверка социальных сетей
Обратите внимание на наличие ссылок на социальные сети на сайте иностранного контрагента. Проверьте их аккаунты и публикации. Обратите внимание на то сколько уже существует аккаунт, актуальность публикаций, их регулярность, соотносимость и взаимосвязь с сайтом компании и информацией, которую вам предоставил контрагент.
Также можно проверить аккаунты в соцсетях руководителей и/или учредителей иностранной компании.
Проверка по электронным каталогам и площадкам
Если компания ведет активную деятельность, то большая вероятность того, что информация о ее товарах/услугах будет размещена в электронных каталогах компаний в соответствующей стране или регионе. Также можно проверить компанию по наличию деятельности на электронных площадках.
Привлечение специалистов на месте
Всегда можно привлечь специалистов в стране нахождения контрагента для проверки фактического наличия производства, складов, офиса, признаков действительной деятельности контрагента, сбора иных сведений информационно-правового характера. Это хороший способ проверки, но здесь уже следует уделить внимание подбору исполнителя. Не редко такого рода услугу оказывают юридические компании. Можно, конечно, обратиться к известным юридическим компаниям, например, из списка Legal 500 и их услуги безусловно будут качественными, но скорее всего не дешевыми. Однако, это не всегда является целесообразным и можно обойтись менее известной, но качественной местной юридической фирмой, выбранной по рекомендациям.
Выезд к контрагенту
Лично выехать к контрагенту, посетить его производство, убедиться в наличии и качестве производственных и складских мощностей, присутствии рабочего персонала. Это поможет достоверно убедиться в возможностях контрагента и условиях его производства и/или деятельности. Такого рода проверка обязательна, когда расходы на такой выезд оправданы или необходимо выбрать из нескольких контрагентов.
Глубина и степень тщательности проверки может зависеть от различных факторов - стоимости сделки, тяжести последствий (размера убытков) для российской компании при нарушении условий сделки контрагентом, распределении рисков при исполнении контракта между сторонами, страны или региона места нахождения контрагента и других индивидуальных факторов.
Также следует учитывать, что финансовые сложности учредителей или аффилированных лиц контрагента могут отразиться на деятельности непосредственно самого иностранного контрагента. Соответственно в некоторых случаях является целесообразным проверка по открытым базам данных, Интернет-ресурсам и социальным сетям не только самого иностранного контрагента, но и его учредителей и взаимозависимых лиц.
Подводя итог, проверка контрагента является крайне важным и обязательным этапом реализации внешнеторговой сделки. Кроме того данная процедура будет свидетельствовать о должной осмотрительности при выборе контрагента, что никогда не бывает лишним при обосновании расходов перед российскими налоговыми органами.