© 2016 Your company
Сертификат резидентства РФ. Порядок оформления.
Налоговое резидентство – это статус гражданина или компании, указывающий на его взаимосвязь с соответствующим государством в области налогообложения. Наличие налогового резидентства определяются законодательством страны, но при ведении внешнеторговой деятельности в определенных случаях его требуется подтвердить.
Налоговыми резидентами РФ признаются следующие юридические лица: российские компании; иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ, регулирующим вопросы двойного налогообложения; иностранные организации, местом управления которыми является РФ (если иное не предусмотрено международными договорами по вопросам налогообложения).

Для подтверждения резидентства РФ заинтересованное лицо может получить справку (сертификат) о резидентстве. Для каких целей нужен данный сертификат.

Наиболее распространенной причиной является необходимость предоставления сертификата о резидентстве иностранному контрагенту для применения пониженной налоговой ставки, установленной международным соглашением РФ об избежании двойного налогообложения, заключенным с соответствующим государством.

Также получение сертификата о резидентстве для российской компании или гражданину может потребоваться при:

  • получении дивидендов от иностранных компаний;
  • получении кредитов или открытии банковских счетов за рубежом;
  • приобретении недвижимого имущества за рубежом;
  • подтверждении точного объема налоговых обязательств в иностранном государстве.
Например, для применения казахстанским контрагентом пониженной налоговой ставки в 10%, при перечислении в бюджет налога с выплаты роялти в пользу российской компании, такой компании необходимо предоставить сертификат резидентства РФ. В противном случае ставка налога составит 15%. <1>
<1> МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал".
Получение сертификата о резидентстве РФ

Сертификат о резидентстве - является документом, подтверждающим налоговое резиденство.

Заявление о предоставлении документа о подтверждении резидентства РФ заполняется по утвержденной форме. <2> Пояснения по его заполнению представлены в самой форме, а также содержатся в информации, которая размещена на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru в разделе "Вопросы резидентства и международные сделки".

Порядок подачи заявления и получения документа о резидентстве приведен в Приложении 3 к приказу ФНС, утверждающего форму вышеуказанного заявления (далее - Порядок получения подтверждения статуса резидента).

Заявление может быть подано лично или через представителя одним из следующих способов:
  • лично в экспедицию ФНС России;
  • по почте в МИ ФНС России по ЦОД (Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных);
  • в электронном виде через сервис ФНС России "Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации" на сайте https://service.nalog.ru/nrez/.
Заявление должно быть рассмотрено в течение:
  • 10 календарных дней - если оно представлено в электронной форме через сайт ФНС России www.nalog.gov.ru;
  • 20 календарных дней - если оно подано лично или направлено по почте. Срок исчисляется со дня поступления заявления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.
Документ, подтверждающий резидентство, направляется в бумажном виде по почте или через сайт ФНС России в PDF-формате в зависимости от того, какой способ получения был указан в заявлении (п. 8 Порядка получения подтверждения статуса резидента).

У каждого документа, подтверждающего резидентство, есть уникальный проверочный код. С помощью этого кода иностранные налоговые агенты и органы могут проверить факт его выдачи через сервис ФНС России (п. 9 Порядка получения подтверждения статуса резидента).

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год.

<2> ФОРМЫ: Приказ ФНС России от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@.
Легализация сертификата

Также необходимо учесть, что для того, чтобы документ, оформленный на территории РФ, имел юридическую силу на территории иностранного государства он должен быть надлежащим образом легализован или апостилирован.

Россия является участником "Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов" (Заключена в г. Гааге 05.10.1961). В рамках указанной конвенции для придания юридической силы российскому документу за рубежом, документ достаточно апостилировать. Но в отношении стран, не присоединившихся к Гаагской конвенции, может потребоваться консульская легализация.

Также у России с достаточно большим количеством государств заключены международные соглашения о правовой помощи, которые регулируют условия оказания помощи в рамках судебных дел с участием граждан двух стран. В рамках таких соглашений не редко закреплены условия признания официальных документов, оформленных на территории государств, без какой-либо легализации.

Например: “Документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и т.п.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения”. <3>

Или: "Документы, которые составил или удостоверил компетентный орган одной из Договаривающихся Сторон, скрепленные официальной печатью и подписью уполномоченного лица, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без легализации. Данное положение касается также переводов и выписок из документов, удостоверенных соответствующим органом. Документы, которые признаются официальными на территории одной из Договаривающихся Сторон, признаются таковыми и на территории другой Договаривающейся Стороны”. <4>
<3> МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
Пункт 1 ст.13 "Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (подписан в г. Вильнюсе 21.07.1992).

Аналогичный по формулировке п. 1 ст.13 "Договора между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (подписан в г. Москве 25.02.1993).

<4> МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
Статья 15 "Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам" (ред. от 12.09.2002) (подписан в г. Улан-Баторе 20.04.1999).
Признание иностранной компанией себя резидентом РФ

Необходимо сказать, что сертификат резидентства может потребоваться не только российской компании, но и иностранной.

В соответствии с пунктом 4.5 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Форма заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, утверждена приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/595@.

Заявление представляется иностранной организацией в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений - в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) (пункт 8 статьи 246.2 Налогового кодекса РФ).

Иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации”.<5>
<2> РАЗЪЯСНЕНИЯ: <Письмо> ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4070@ "Об учете иностранных организаций в качестве налоговых резидентов Российской Федерации".
Мы можем
Проконсультировать по вопросам международного налогообложения и оформления сертификата резидента РФ; провести экспертизу ваших внешнеторговых договорных отношений и условий контракта на предмет выявления налоговых рисков в РФ; провести консультирование по вопросам налогообложения внешнеторговых сделок и другим вопросам налогового законодательства.

Made on
Tilda