© 2016 Your company
Недостатки оформления сертификата о происхождении товара при импорте
Сертификат происхождения товара - документ, который является необходимым для получения определенных преференций при уплате таможенных пошлин. Правильность его оформления, корректность указанных в нем сведений являются крайне важным. При не корректном оформлении данного сертификата в предоставлении таможенных льгот может быть отказано. Какие недостатки в оформлении сертификата происхождения товара могут вызвать вопросы у таможни, читайте в этой статье.


Сертификат о происхождении товара: регулирование


Сертификат происхождения товара является необходимым документом для подтверждения страны происхождения товара в целях получения таможенных преференций. Такие преференции могут быть получены в отношении товаров <1>, импортируемых из развивающихся стран <2> и наименее развитых стран <3>, а также в отношении определенных товаров в соответствии с международными соглашениями о свободной торговле с некоторыми странами.


Согласно ст. 36 "Договора о Евразийском экономическом союзе" в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран.

В соответствии со ст. 20 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:

1) декларация о происхождении товара;
2) сертификат о происхождении товара.

Также сертификат происхождения товара необходим для получения преференций в рамках соглашений о свободной торговле, действующих между Россией и другими странами. Данные соглашения устанавливают правила оформления сертификата происхождения товара из соответствующего государства и закрепляют их форму. Например:
<1> ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 "О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции".

<2> ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: "Перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза" (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130).

<3> ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: "Перечень наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза" (приложение N 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130).

Сертификат происхождения формы EAV

Применяется при торговле с компаниями Вьетнама. Его оформление регулируется "Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны" (Заключено в г. Бурабай 29.05.2015).


Сертификат происхождения формы СТ-3

Применяется при торговле с компаниями Ирана. В настоящее время оформление регулируется "Временным соглашением, ведущим к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны" (Заключено в г. Астане 17.05.2018).


В настоящее время на основании Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года № 16 ведутся переговоры по заключению соглашения о свободной торговле.


Сертификат происхождения формы СТ-2

Применяется при торговле с компаниями Сербии. Оформление регулируется "Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны" (Заключено в г. Москве 25.10.2019).


Сертификат происхождения формы Форма СТ-1

Применяется при торговле с компаниями из стран СНГ. Оформление регулируется "Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (Заключено в г. Ялте 20.11.2009).


В настоящее время участниками Содружества Независимых Государств являются следующие государства: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.


Необходимо отметить, что при вывозе из Российской Федерации на территорию Украины товаров российского происхождения Сертификаты СТ-1 до особого указания ТПП России не выдаются. В этом случае по заявлению декларанта оформляются сертификаты общей формы.


Существуют также сертификаты общей формы, которые российскими компаниями оформляются для экспорта в те страны, в которые не предусмотрено оформление сертификатов происхождения товара определенной формы.


В настоящее время ЕАЭС ведет переговоры о заключении Договоров о свободной торговле с Египтом, Индией, Израилем и Индонезией. Подробнее о соглашениях о свободной торговле между ЕАЭС и иностранными государствами можно посмотреть здесь >>


Сертификат происхождения товара предоставляется в таможенный орган при осуществлении таможенного оформления при ввозе товара на территорию РФ. При этом крайне важное значение имеет правильное оформление предоставляемого сертификата иностранным уполномоченным органом. Как правило, оформлением такого сертификата занимается иностранный контрагент и его небрежное отношение к данному процессу может вызвать у российской компании сложности при получении таможенных преференций. Наличие в сертификате не точных или не корректных данных, данных, не соответствующих внешнеторговому договору, исправлений и других отклонений от установленной форме и содержанию, все это может вызвать вопросы у российской таможни.


Требования к оформлению сертификата

Требования к сертификату о происхождении товара устанавливаются Приложением к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)".


Данные Требования применяются при оформлении сертификатов в целях применения таможенных преференций при импорте товара из развивающихся и наименее развитых стран.


Согласно пунктам 5 и 6 Требований к сертификату о происхождении товара, изложенных в Приложении к Правилам N 49, сертификат должен содержать следующую информацию:


1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).


Указанные сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.


Кроме этого, как указывалось выше, требования к сертификатам отдельных форм устанавливаются международными соглашениями о свободной торговле с соответствующими государствами.

Нарушения оформления сертификата


Согласно п. 1 ст. 314 Таможенного кодекса ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.


Согласно пп. 3 п. 5 ст. 314 Таможенного кодекса ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.


При отказе в предоставлении таможенных преференций по основаниям не корректно оформленного сертификата происхождения товара решение/действия таможенного органа могут быть обжалованы. Срок для обжалования 3 месяца с момента получения соответствующего решения таможни. В рамках рассмотрения судом дела об обжаловании решения/действий таможни на таможенный орган законом возложена обязанность доказать законность своего решения, а также обстоятельства, послужившие основанием для его принятия (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).


На практике возникают споры в отношении правильности оформления сертификата о происхождении по различным причинам. Недостатки оформления, которые таможенные органы считают нарушениями сертификата различны.

Оттиск печати и подпись в сертификате о происхождении


В одном из дел суд оценил недостатки сертификата, выразившиеся в расхождении оттиска печати на сертификате и оттиска, имевшегося в распоряжении таможенного органа. В данном деле суд занял сторону импортера.


Из материалов дела усматривается, судами установлено и обозначено таможней в кассационной жалобе, что таможенный орган, отказывая обществу в применении тарифной преференции, исходил из того, что представленный декларантом сертификат о происхождении товаров оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения, так как оттиск печати уполномоченного органа на сертификате не соответствует оттиску, имеющемуся в распоряжении таможенного органа и представленному уполномоченным органом в порядке административного сотрудничества.


Между тем, как мотивированно определили суды двух инстанции, дав оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, вышеуказанный факт незначительного отличия оттисков печатей в совокупности с тем, что подлинность подписи лица, уполномоченного заверять спорные сертификаты, сомнений не вызывает, сам по себе не может опровергнуть производство ввезенного товара именно в Арабской Республике Египет”.<4>


Нечеткий оттиск печатей на сертификате также не является основанием для отказа в предоставлении таможенных преференций.


Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае, с учетом иных сведений, представленных обществом в ходе оформления товара, нечеткие оттиски в печати не могут опровергнуть или поставить под сомнение факт производства товара в Турецкой Республике.


Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае выявленные таможенным органом формальные недостатки сертификата при отсутствии иных причин для сомнений в подлинности сертификата не могут являться безусловными основаниями для отказа в предоставлении тарифной преференции”. <5>


А в другом деле суд поддержал таможню, на основании того, что в картотеке таможни отсутствовали те образцы оттиска печати органа, заверившего сертификат, которые были в спорном сертификате.


В ходе судебного разбирательства Таможня в опровержение позиции Общества заявила, что комбинированные печати, которыми заверены спорные сертификаты, не соответствует образцам оттисков комбинированных печатей компетентных органов Малайзии, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А".


Поддерживая выводы Таможни, суды указали, что письмом Министерства международной торговли и промышленности Малайзии от 18.07.2014 "О направлении оттисков печатей" с грифом "для служебного пользования" подтверждается отсутствие образца оттиска комбинируемых печатей с фамилиями и именами тех должностных лиц, которые указаны в спорных сертификатах”. <6>


<4> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2020 N Ф03-2250/2020 по делу N А73-24013/2019.

<5> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.09.2019 N Ф08-7459/2019 по делу N А53-38033/2018.

<6> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2021 N Ф07-6036/2021 по делу N А21-4310/2020.

Не точная информация об органе, выдавшем сертификат


Не точное указание информации об иностранном органе, выдавшем сертификат о происхождении товара, вероятнее всего не будет существенным нарушением оформления сертификата. Это подтвердил суд в одном из рассмотренных дел:

При этом таможенным органом не доказано, что данный адрес в указанном виде не является адресом таможенного органа в Сербии либо является недостаточным для определения места нахождения таможни, выдавшей сертификаты.


Апелляционным судом принят во внимание ответ уполномоченного органа Республики Сербия от 08.08.2016 N D-1091/2016 на запрос общества, согласно которому данный орган выдавал сертификаты формы СТ-2. Со стороны таможенного органа, в целях проверки подлинности или для устранения каких-либо неточностей сертификатов формы СТ-2 никто не обращался. Спорные сертификаты выдавались уполномоченным органом, и на момент выдачи являлись действительными.


Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что в рамках рассматриваемого дела таможенный орган не доказал, что спорные сертификаты содержат недостоверные и (или) неполные сведения, и не предпринял предусмотренные законодательством меры для устранения сомнений, не осуществил действий по проверке подлинности сертификата и правильности заявления декларантом страны происхождения товара, а следовательно, у него отсутствовали основания для непринятия полученных от общества сертификатов и предоставления обществу тарифных преференций”. <7>

<7> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2017 N Ф06-20721/2017 по делу N А55-17101/2016.

Номер сертификата


Отсутствие в сертификате регистрационного номера не является существенным нарушением его оформления, если такое нарушение является единственным.

Поскольку в спорной ситуации в сертификате не указан только его регистрационный номер и иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата таможней не выявлено, при том, что страна происхождения ввезенных товаров таможенным органом не оспаривается, у последнего отсутствовали основания для отказа в рассмотрении такого сертификата в качестве документа-основания для предоставления тарифных преференций”. <8>



<8> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.03.2017 N Ф03-709/2017 по делу N А51-6303/2016.

Не корректные и не точные сведения о товарах


Некорректные или неполные сведения о товарах, указанные в сертификате, рассматриваются судами по разному, в том числе, в совокупности с содержанием других документов, относящихся к импортируемому товару. Например, в одном из дел суд указал, что не полное указание сведений о ввозимых товарах не является нарушением оформления сертификата о происхождении товара.

По мнению таможенного органа, в графе 6 представленных сертификатов о происхождении товаров указано только общее название товаров на английском языке - сталь с нанесенным покрытием, но не указаны другие сведения, которые указаны в графе 31 ДТ, в частности, артикулы, модель, марка, размер, количество товаров, сведения о товарном знаке, сведения о производителе, вес брутто, назначение товара, в связи с чем суды правомерно заключили, что нарушен пункт 5 Требований к сертификату о происхождении товаров, являющихся приложением к Правилам (далее - Требования к сертификату о происхождении товаров).


Между тем, суды обоснованно заключили, что указанные таможенным органом сведения для включения в сертификат являются избыточными и не согласуются с законом.

При этом согласно пункту 6 Требований к сертификату о происхождении товара, указанные в пункте 5 Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Это означает, что сведения об описании товара в сертификате должны быть минимальные и наименования товара достаточно для его идентификации”. <9>


В другом деле, напротив, при наличии чрезмерных некорректных сведений в сертификате суд поддержал таможню:


Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что применительно к информации, содержащейся в представленных документах, невозможно идентифицировать представленные сертификаты о происхождении товара со сведениями, заявленными в ДТ, по количественным и весовым характеристикам, содержащимся в инвойсах, ссылка на который приведена в графе 5 сертификатов; в представленных сертификатах и инвойсах не содержатся сведения о материале изготовления ввезенного товара; выявленные расхождения в наименовании, описании, количественных характеристиках товара свидетельствуют об отсутствии возможности идентификации товаров, что не является формальным недостатком, а препятствует сопоставлению данных о товаре поименованных в сертификатах с данными заявленными при их декларировании”. <10>

<9> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.08.2022 N Ф05-15602/2022 по делу N А40-145358/2021.

<10> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2022 N Ф10-6564/2021 по делу N А62-2893/2021.

Пассивность таможенного органа


Согласно п. 2 ст. 314 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.


Учитывая данную норму, суды не редко указывают на это таможенному органу в рамках рассмотрения дела, если тот не воспользовался предоставленным ему правом. Это может являться дополнительным основанием для принятия решения в пользу импортера при рассмотрении спора.


Например, в одно из дел суд указал таможне на формальный подход к оценке содержания сертификата и сказал, что тот не проверил его подлинность.


Суды также учли, что в настоящем случае таможня, установив отсутствие в сертификате реквизитов документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, своим правом обратиться в соответствии с положениями части 2 статьи 314 ТК ЕАЭС в компетентный орган страны, выдавшей сертификат, не воспользовалась и соответствующие запрос не направила. Не обращался таможенный орган и к декларанту с запросом о представлении дополнительных документов, которые позволили бы однозначно установить страну происхождения и определить, относятся ли товары к объектам обложения антидемпинговой пошлиной.


Таким образом, как верно заключили суды, таможенный орган ограничился формальной проверкой правильности заполнения сертификата, при этом факт его выдачи не проверил, не установил, что сертификат не является подлинным или содержит недостоверные сведения”. <11>


В другом деле таможенный орган не воспользовался своим правом запросить информацию о происхождении товара у соответствующего иностранного органа, что судами не редко трактуется, как отсутствие сомнений в подлинности и достоверности сертификата.


“Поскольку в данном случае в ходе таможенного контроля подлинность сертификатов о происхождении товара и достоверность не вызвали сомнений у таможенного органа, последний не воспользовался правом направления запроса в государственный орган или уполномоченную организацию Германии, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификаты с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения о происхождении товара, в том числе о реквизитах документов о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (Вьетнам).


При этом суды установили, что сайт Торгово-промышленной палаты Германии предлагает возможность сделать запрос на квалифицированную проверку сертификата о происхождении товара.


Таким образом, как обоснованно заключили суды, таможенный орган при проверке сертификата соответствия ограничился только формальной проверкой, но не стал проверять факт происхождения товара в стране - изготовителе товара (Вьетнам) посредством запроса в компетентный орган страны вывоза товара (Германия)”. <9>

<11> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2022 N Ф07-10801/2022 по делу N А56-98438/2021.

<12> ПРАКТИКА: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2022 N Ф05-12922/2022 по делу N А40-206002/2021.

Доказательства


В рамках споров с таможней по вопросу оформления сертификатов происхождения товара ключевым для импортера является фактически доказать страну происхождения ввозимого товара. Импортер может доказывать этот факт, а также подлинность сертификата при помощи различных документов. Такими документами могут быть, но не ограничиваясь, следующие:


  • контракт;
  • инвойсы;
  • товаросопроводительные и товаротранспортные документы, CMR;
  • экспортные декларации из страны импорта;
  • письма от производителя или поставщика товара;
  • письменные подтверждения иностранного уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
  • любые иные относимые к предмету доказательства.

Такие доказательства должны оцениваться в совокупности с теми недостатками, которые допущены при оформлении сертификата.


Выводы

На основании анализа судебной практики можно сделать следующие выводы:


(1) Имеют значения только существенные нарушения оформления сертификата о происхождении товара, которые в свою очередь оцениваются в совокупности с иными обстоятельствами дела.

(2) Бездействие таможенного органа по проверке подлинности сертификата и достоверности его содержания расценивается в пользу декларанта.

(3) Формальный подход к оценке правильности оформления сертификата происхождения товара недопустим.

(4) Основным фактом, подлежащим доказыванию в суде, является подтверждение декларантом страны происхождения товара.

Мы можем
Проконсультируем по возможностям применения таможенных преференций при импорте товара; представим ваши интересы в споре с таможенным органом по вопросу корректности оформления сертификата о происхождения товара и соблюдения условий прямой поставки.

Made on
Tilda